Приватизация квартиры
Приватизация — это «сделка» между муниципалитетом и частным лицом, целью которой является передача жилья в собственность.
Приватизированное жилье имеет несколько приятных выгод:
- Жилье можно продать, обменять или сдавать в аренду;
- Передавать наследникам;
- Производить перепланировки;
- Собственник может вписывать или выписывать жильцов из своей квартиры;
- Для оформления ипотеки такое жилье можно использовать как залог;
- Владельца нельзя выселить из его квартиры в случае задолженностей по квартплате.
Кто может приватизировать свои квадратные метры?
Право на приватизацию имеют граждане с постоянной пропиской и проживающие по договору социального найма. Члены семьи с пропиской в данной квартире также могут участвовать в приватизации.
Важно, чтобы будущий владелец до этого не участвовал в приватизации другого жилья.
Члены семьи могут отказаться от участия в приватизации; отказ должен быть без права передачи своей доли другому лицу.
Воспользоваться правом бесплатной приватизации можно только один раз.
Сроки приватизации
Бесплатно перевести свое жилье из муниципального фонда в собственность теперь можно до 1 марта 2016 года. Совет Федерации поддержал Госдуму и продлил приватизацию еще на год. Возможно, это делается последний раз. Сама бесплатная приватизация началась в 1992 году и продлевалась 3 раза. Последний раз — до 1 марта 2015 года.
Приватизация бывает несрочная и длится от
Что нужно для приватизации?
На начальном этапе бесплатной приватизации собираются документы в районных муниципальных организациях.
Основные документы:
- Паспорта РФ всех граждан, живущих в данной квартире, а также свидетельства о браке или разводе;
- Свидетельства о рождении для детей до 14 лет, если таковые проживают и согласие на приватизацию органов опеки;
- Ордер на квартиру или выписка из лицевого счета, в случае отсутствия ордера;
- Выписка из домовой книги, в которой написано, что приватизации квартиры раннее не было;
- Техпаспорт на квартиру с планировкой и поэтажным планом;
- Договор социального найма;
- Квитанции (копии) об уплате квартирной платы за 3 месяца или выписка об отсутствии задолженностей;
- Заверенная нотариусом доверенность на право оформления приватизации на того, кто занимается самим процессом приватизации;
- Справка о законности перепланировок, если они были сделаны в этой квартире.
После того как весь пакет документов собран, необходимо обратиться в Департамент жилищного фонда, предварительно уплатив госпошлину и написав заявление по образцу. Департамент рассматривает документы от 2 недель до 30 дней. В случае одобрения, будущий собственник подписывает договор о передаче квартиры в собственность.
Регистрируется право собственности в Управлении Федеральной Регистрационной Службы.
Есть причины, по которым можно получить отказ в переводе квартиры в частную собственность:
- жилье находится в ведомственном доме или является служебным помещением;
- квартира находится в аварийном доме.
Процесс приватизации непростой и требует времени и сил. Можно заниматься приватизацией самостоятельно, а можно найти специалиста, который за вознаграждение возьмет все заботы по сбору документов и беготне по инстанциям на себя.
Прежде чем принять решение о том, чтобы стать собственником своих родных метров, нужно тщательно взвесить за и против. Перечисленные в начале статьи преимущества очень весомы, но есть и минусы приватизации.
Самый большой минус — это увеличение расходов на жилье. Сюда относятся ежегодный налог на недвижимое имущество и расходы, связанные с содержанием жилья и ремонт не только своей квартиры, но и несущих стен, подъезда, инженерных сетей и т. д.
Не стоит приватизировать квартиру в аварийном доме, если есть 5 и более прописанных человек. При расселении арендаторы получают по 18 кв.м. на человека, а собственники такое же по площади жилье.